346.28 Kb.Название Дата09.04.2012Размер346.28 Kb.Тип Содержание Смотрите также: «Учение с увлечением, или Развитие познавательных интересов обучающихся на уроках литературы»Из опыта работы Филипповой Наталии Михайловны, учителя русского языка и литературы муниципального образовательного учреждения Чёбаковской средней общеобразовательной школы Тутаевский район Ярославская область2009г.ОГЛАВЛЕНИЕВведениеЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂ.ЂЂЂЂЂЂ..3 1. ПРОБЛЕМА развития ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂ1 1.1.Некоторые пути формирования познавательного интереса у обучающихся в учебном процессеЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂ....4 1.2.Вопросы учителя ЂЂЂ важнейшее средство побуждения активности школьнико ЂЂЂЂ..ЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂ..5 1.3.Укрепление и развитие познавательного интереса в ходе урокаЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂ.ЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂ....5 1.4.Роль учителя в формировании познавательного интереса школьнико ЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂ.ЂЂЂЂЂЂ6 2.ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЁБАКОВСКОЙ ШКОЛЫЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂ..ЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂ..6 3.РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫЂЂЂ.6 Список литературыЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂ..ЂЂЂ8ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НАД ЛИРИКОЙ Н.А.НЕКРАСОВА В 10 КЛАССЕЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂ..ЂЂЂ.11 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ИЗ ОПЫТА ИЗУЧЕНИЯ СКАЗКИ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА «ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ» В 7 КЛАССЕЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂ.ЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂ13 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Конспект ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ « РУССКАЯ ПРИРОДА В МУЗЫКЕ И ПОЭЗИИ» В 5 КЛАССЕЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂ...14 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 УРОК - МАСТЕРСКАЯ ПО ПОЭЗИИ Н. РУБЦОВА В 6 КЛАССЕ»ЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂ16ВВЕДЕНИЕСовременный урок литературы ЂЂЂ это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, идейности, историзма в подходе к литературным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств обучающихся, на формирование их мировоззрения, эстетического сознания, вкусов и потребностей. Полноценный урок литературы ЂЂЂ это урок мысли и чувства, высокого духовного наслаждения и труда, эстетических переживаний и «добывания» знаний ЂЂЂ знаний о людях, о жизни, о литературе. Атмосфера искусства, атмосфера творчества и сотворчества на уроках создаётся увлечённым отношением учителя к предмету, постановкой волнующих школьников нравственных, эстетических, политических, психологических проблем, характерных для изучаемого произведения. Известный математик академик С.Л.Соболев назвал свою статью о совершенствовании преподавания точных наук в школе коротко: «Учись мыслить». Думаю, что и в изучении литературы нам следует взять на вооружение эту формулу, прибавив к ней: «ЂЂЂи учись чувствовать!» Но как научить детей мыслить и чувствовать, если они вообще не хотят учиться? Наблюдая из года в год за учениками своей школы, отмечаю притупление или полное отсутствие интереса к чтению, снижение уровня литературного развития (даже у способных учеников). Объясняла это тем, что дети из села готовят себя к рабочим профессиям и ошибочно считают, что гуманитарные науки им ни к чему. Но оказалось, во-первых, что почти никто оставаться в селе не собирается: все хотят быть юристами, экономистами, психологами. А, во-вторых, такая проблема существует не только в сельской школе, но и в любой городской. В состоянии ли учитель литературы изменить ситуацию? Если уж такое отношение к чтению стало нормой современной жизни, может ли один человек перевоспитать хотя бы частичку общества - своих учеников? Эта задача очень трудная, но решать её необходимо. И решать её должен каждый учитель-словесник, так как состояние преподавания литературы зависит главным образом не от программы и учебников, а от личности учителя, его подготовленности и мастерства, по-разному оживотворяющих одни и те же произведения, заставляющих по-разному жить героев литературы. Учитель должен стараться увлечь учеников своим предметом. Ученики должны захотеть прочитать книгу, захотеть отвечать на вопросы и даже захотеть написать сочинение. Таким образом, перед учителем встаёт проблема развития познавательного интереса у обучающихся.^ Проблема познавательного интереса в психологии и педагогикеПроблема интереса как важнейшего стимула развития личности всё больше привлекает к себе внимание учителей, ищущих эффективные средства и приёмы развивающего обучения. Интерес, как очень сложное и значимое для личности понятие, имеет множество различных трактовок: - интерес выступает как избирательная направленность человека, его внимания (Т. Рибо, Н.Ф.Добрынин), его мысли, помыслов (С.Л.Рубинштейн); - интерес рассматривается как проявление умственной и эмоциональной активности; - интерес трактуется как активизатор разнообразных чувств (Д. Фрайер) и как своеобразная чувствительность ребёнка (Ш. Бюллер); - в интересе видят тенденцию заниматься деятельностью, вещами, процессом занятий; - интерес ЂЂЂ это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон); - интерес ЂЂЂ это структура, состоящая из потребностей (Ш. Бюллер); - интерес ЂЂЂ это активное познавательное (В.Н.Мясищев, В.Г.Иванов), эмоционально-познавательное (Н.Г.Морозова) отношение человека к миру; - интерес ЂЂЂ это специфическое отношение личности к
Конспект внеклассного чтения «русская природа в музыке и поэзии» в 5 классе
Конспект внеклассного чтения «русская природа в музыке и поэзии» в 5 классе
Комментариев нет:
Отправить комментарий